С ВЕТРОМ!

Сноукайтинг - что это такое?

Текст Антона Вельского, руководителя школы сноукайтинга «С ветром!»
Опубликован в журнале "Yacht Russia" №11-12, 2023

Зима на пороге, но это не повод пережидать парусный сезон в спячке.
Это время доставать лыжи, сноуборды, коньки и... кайты!

How a Group of Geniuses, and Geeks Created the Digital Revolution
Сноукайтинг – современный и динамичный двухкомпонентный вид спорта, где райдер едет на лыжах или сноуборде, а в качестве паруса использует воздушный змей, он же кайт. Наверняка все видели красивые видео водного кайтсерфинга. Сноукайтинг дарит не меньше впечатлений и эмоций от свободы и скорости. А еще зимой с кайтом можно не просто прыгать, но и летать! Причем обучиться сноукайтингу не так сложно, как кажется.

СТИЛИ КАТАНИЯ

Сноукайтинг достаточно многообразен, и каждый может найти в нем что-то свое. Начнем, конечно, с фрирайда – свободного катания. Ищем большое поле или замерзший водоем и просто получаем удовольствие от катания. Или не просто получаем удовольствие, а «простреливаем», например, на Иваньковском водохранилище 70 км из Дубны в Конаково и обратно.
Помимо ровных пространств особое удовольствие доставляет катание по рельефу – бэккантри. Освоив пологие склоны, едем в серьезные горы. И тут начинается самое сложное и красивое: при должных навыках вы можете заехать на достаточно крутые вершины и слететь оттуда, как на параплане, или спуститься на лыжах. Катание по
рельефу – один из самых умопомрачительных и красивых видов сноукайтинга.
Фристайл – воздушная акробатика, иными словами, прыжки с исполнением различных фигур в полете. Для многих именно фристайл был стимулом начать заниматься кайтингом, так как прыжки с кайтом – это и красиво, и захватывающе. Достигнув высокого уровня, вы можете поучаствовать в соревнованиях в этой дисциплине, коих немало.
Гонки любят за азарт. Многие участники зимних гонок – это яхтсмены, освоившие сноукайтинг и уже вкусившие адреналин парусных регат.
Помимо коротких гонок (курс-рейса) проводятся марафоны. Самый известный и
длинный в России – TOKE, TransOnego Kite Enduro. В прошлом году его дистанция составляла 460 км по Онежскому озеру Участники марафона выступают командами из двух кайтеров и везут за собой сани со снаряжением. В процессе движения обязательны посещения контрольных точек и остановки на ночевку с разбитием палатки с
21:00 до 7:00. В зависимости от ветровой обстановки и опыта маршрут занимает от полутора до четырех дней. В многодневных марафонах для достижения хороших результатов помимо опыта и тактики необходимо требовательное отношение к снаряжению – лыжам, саням, линейке кайтов, навигаторам.
Путешествия и экспедиции – для сильных духом. Есть герои, которые пересекали с кайтом Гренландию. Есть и те, кто проехал Север России с запада на восток в несколько этапов. Но конечно, можно путешествовать и без таких амбиций.

ДОСТУПНОСТЬ СНОУКАЙТИНГА

Сноукайтинг не предполагает каких-то серьезных нагрузок, и потому возрастной диапазон учеников от 7 до 65 лет. При этом сноукайтинг – это экстремальный вид спорта, поэтому самообучение тут недопустимо, поскольку чревато мало порванным кайтом, но и серьезными травмами. Помимо подстерегающих опасностей вы потратите гораздо больше времени на сам процесс овладения кайтом, чем если бы вы обучались в кайтшколе.
Во-первых, с вашим первым крылом безопасно можно будет упражняться лишь в слабые ветра, тогда как в кайт-школе есть линейка куполов под любой ветер. Во-вторых, опытный инструктор все разложит по полочкам и отметит все ваши ошибки в разы быстрее, чем вы будете сами наступать на одни и те же грабли, не понимая, почему ничего не получается. Также необходимо заметить, что обучение кайтингу на снеге значительно проще, чем на воде. Поэтому если вы решили всерьез освоить кайтсерфинг, то рекомендуется начать занятия именно зимой, после чего летом вы потратите гораздо меньше времени на освоение водного кайтинга. Навыки парапланеризма, парусного спорта, виндсерфинга, вейкбординга, горных лыж или сноуборда ускорят процесс обучения. Но даже если вы не умеете кататься ни на лыжах, ни на доске, отправляйтесь на горку и возьмите пару уроков у горнолыжного инструктора – при катании с кайтом не требуется обширная техника спуска с гор, но основные навыки точно не будут лишними.
ОБУЧЕНИЕ СНОУКАЙТИНГУ

Процесс обучения до уровня, когда ученика, не боясь, можно отпустить в свободное плавание, у нас в кайт-школе «С ветром!» занимает обычно от 8 до 12 часов. За это время ученики доходят до уровня уверенной езды против ветра в лавировку, то есть могут вернуться к месту старта. Занятия начинаются с обучения пилотированию кайтом маленькой площади 1,5–3 м2, так называемой «пилотажкой». Прежде всего необходимо понять, как и где кайт летает, как управляется, научиться стартовать и сажать кайт, исполнять несколько фигур пилотажа. Длительность этапа – 1-2 часа. После этого ученик надевает трапецию и пристегивается уже к «взрослому» кайту, где появляются еще две или три стропы, вследствие чего добавляется возможность управления тягой и скоростью кайта. Ученик примерно час-полтора исполняет несколько пилотажных упражнений, привыкает висеть в трапеции, учится управлять тягой кайта, осваивает систему безопасности. После этого наступает этап обучения езде: ученик цепляет снаряд скольжения, обучается старту и езде в галфвинд с поворотами, обычно это занимает одно-два занятия.
Освоив навыки движения и поворотов, ученик обучается езде против ветра и по ветру, что занимает еще 2–4 часа. Как правило, в любой хорошей
кайт-школе предоставляется все необходимое оборудование, в том числе лыжи и доски. Спустя некоторое время, закрепив навыки, можно начать совершенствоваться в одном из направлений, описанных выше.
КАЙТЫ

Теперь поговорим немного подробнее о технической составляющей сноукайтинга. Итак, для занятий нам понадобится кайт, планка со стропами 15–30 м,
трапеция, горные лыжи или сноуборд и защита (как минимум шлем).
Кайты есть нескольких типов. Мы будем рассматривать их с точки зрения использования
зимой. Площадь кайта выбирается исходя из силы ветра, веса райдера, снежного покрытия, опыта и текущей задачи. Современные кайты, как правило,
перекрывают диапазон ветра с разницей в 6–8 м/с, и для катания выходного дня вам хватит одного крыла. Но если вы хотите быстро кататься всегда, то необходимо будет использовать два кайта разной площади. У серьезных гонщиков обычно вообще три кайта! Но если вы хотите избежать существенных финансовых затрат, поначалу можно брать оборудование в прокат.
Надувные кайты, они же баллонные, держат форму за счет того, что их передняя кромка и латы-«морковки» накачиваются насосом и находятся под давлением. Достоинством тут – универсальность: их можно использовать зимой и летом на воде. Они в массе своей более устойчивы и не складываются в воздухе, так как имеют жесткую форму. «Баллонники» отличает долгая подготовка к старту – 20–25 минут. Относительно тяжелый вес не позволяет им взлетать в слабый ветер. А еще они менее износоустойчивы и менее безопасны при обучении.
Парафойлы – двухслойные кайты, по конструкции очень похожие на параплан, состоящие из продольных секций с воздухозаборниками на передней кромке, имеющие развитую подкупольную систему строп. Они держат форму за счет попадания
потока воздуха внутрь. Из этого следует, что при изменении угла атаки к ветру до минимального кайт может сложиться, что периодически и происходит. При этом на порывах такие кайты можно легко загасить, сорвав с потока. Подготовка парафойла
к старту занимает пять минут, поскольку его не надо накачивать и цеплять стропы. За счет малого веса парафойлы отлично стартуют в слабый ветер. Такие кайты отличаются лучшей аэродинамикой, поэтому все гонки проходят на парафойлах, точнее – на их клапанных версиях. Клапанный кайт имеет отличие в количестве воздухозаборников – их, как правило, минимальное количество, вследствие чего такие купола не теряют
форму при падении, что позволяет использовать их на воде. Однако это свойство не позволяет их полноценно использовать для начального обучения.
Однослойные кайты – одна из последних инноваций в кайтостроении. Они сохраняют
форму благодаря развитой подкупольной системе строп. Самый безопасный, простой и дешевый вариант отлично подходит для обучение и начальной практики. Он позволяет мгновенно сбрасывать порывы и гасить купол. Они стартуют, когда все остальные кайты лежат! Единственно, они не могут похвастаться углом выхода на ветер.
В мире существует достаточно много производителей кайтов, но отечественные ничем не хуже, а зачастую лучше и уж точно дешевле. В основном это касается производства парафойлов и однослойников: московский Paraavis, питерские Elf и Windmasters.
СНАРЯД СКОЛЬЖЕНИЯ

Рассмотрим основные преимущества и недостатки горных лыж и сноуборда. Сразу скажем, что
учиться на лыжах проще, чем на доске, поскольку есть возможность компенсировать рывкикайта двумя ногами, а это повышенная устойчивость и возможность отойти на старте для натяжения строп. Также лыжи менее чувствительны к покрытию, на
них проще кататься по льду. Зато на сноуборде более естественная поза в процессе движения.
Однако если говорить о снаряде как таковом, то начинать можно на чем угодно. Но! Доска должна быть твинтип, а лыжи не должны быть сноублейдами. Если вы не занимаетесь фристайлом, то чем ровнее, жестче и длиннее снаряд, тем лучше и проще: вам не нужно описывать дуги, как на склоне, а необходимо жестко придерживаться курса, в частности, чтобы вас не сносило под ветер. Поэтому для лыжников отлично подойдет старая классика, а для
сноубордистов сейчас выпускают специальные кайтборды.

ТРАПЕЦИЯ

Трапеции для пристегивания райдера к куполу бывают двух видов – сидячие и поясные.Сидячие отличаются тем, что у них есть обхваты для ног. В «сидячках» более удобен фрирайд и гонки. Поясные трапеции удобнее для водного кайта и фристайла, так как центр тяжести райдера находится ниже. У поясной трапеции при использовании зимой есть одно неприятное свойство – она может сползать наверх. В любом случае трапецию перед покупкой желательно тщательно примерить.

Подведя итоги, можно смело сказать, что сноукайтинг – самый захватывающий и
динамичный зимний вид спорта. Вы можете забыть про подъемники и толпы народа – мест для катания поистине великое множество. Высота прыжков и полетов, равно
как количество трюков, захватывает дух. Возможность развивать скорость до 80 км/ч удовлетворит потребности в адреналине. Большое количество соревнований позволит найти гонки по вашему уровню. Добавьте к этому маршруты, недоступные другим
немеханическим средствам передвижения. Ну и главное – это получение огромного удовольствия от процесса!